понедельник, 5 августа 2013 г.

Память и мышление ребенка


Хорошая память тормозит, к сожалению, развитие понятийного мышления. За счет хорошей памяти (а также старательности, аккуратности) ребенок может замечательно учиться в начальной школе, получать пятерки и похвалы от учителя. Но ведь самое главное, и об этом неоднократно упоминается в книге, что ребенок должен обязательно понимать то, что он проходит в школе, то, что ему надо выучить. Только так: сначала понять, потом — учить. Когда ребенок переходит в среднюю школу, в которой начинается изучение предметов, требующих понимания (физика, история, география и т. п.), то тут уже за счет одной только памяти «выехать» невозможно. А понятийное («понимательное») мышление развивается, согласно законам развития мозга, только до 10— 11 лет. 

Именно поэтому все усилия как в дошкольном, так и в младшем школьном возрасте необходимо направлять на развитие понятийного мышления. Для этого следует как можно больше беседовать с ребенком, отвечать на его вопросы, рассказывать ему об устройстве мира. Прежде чем учить стихотворение или пересказывать рассказ, необходимо обязательно ответить на вопросы об этом рассказе. И лучше задавать вопросы с конца произведения. Затем можно нарисовать картинку на тему прочитанного или слепить что-нибудь «по мотивам» текста, изобразить сюжет пантомимой, а уж только потом учить. Тогда и выучится лучше, и запомнится надолго. И понятийное мышление будет развиваться.

2 комментария:

  1. было бы замечательно, если бы это учитывали воспитатели и учителя младших классов)

    ОтветитьУдалить
  2. точно) а также, что бы сами родители знали об этом)

    ОтветитьУдалить