пятница, 6 сентября 2013 г.

FOMO: cтрах что-то пропустить - что это такое и кто его использует

"Направо пойдешь – найдешь богатство великое, прямо пойдешь – ждет тебя девица красы невиданной, налево пойдешь – править тебе тридесятым царством". Это, конечно, не классическая русская сказка, но выбор такой – тоже страшно труден. Причем, мы каждый день стоим перед выбором из большого числа привлекательных вариантов. Особенно – с появлением социальных сетей.


На Западе существует термин FOMO – fear of missing out, страх что-то пропустить, и близкий к нему FOBO – fear of better options, страх [упустить] лучшие возможности. Люди получают миллион рассылок от дизайнеров до производителей мыла, но не решаются отписаться. Они идут на вечеринки и в клубы, но проводят время, проверяя электронную почту, социальные сети и отправляя смски.

Сама по себе проблема не новая; термин появился в 90-е, а явление, разумеется, еще раньше. Лет 15 назад, когда мы с будущим мужем начали вместе путешествовать, я выматывалась больше, чем на работе. Он возил с собой подробные путеводители Rough Guide и настаивал на посещении ВСЕХ отмеченных там мест. И тех, которые с четырьмя звездочками, и тех, что с одной – на случай, если вдруг в путеводителе просто их не оценили. Страшно жалел, если на что-то нам не хватало времени.

Однако, развитие интернета и, в первую очередь, социальных сетей сильно увеличило страх что-то пропустить. Нас постоянно бомбардируют информацией о том, что делают другие, и что вообще можно сделать. Это вызывает гнетущие сомнения, а то ли мы выбрали. Часто из-за этого люди не могут принять решения и мучаются. Сделав же выбор, не могут им насладиться – а вдруг другой вариант был бы более приятным?

Страх – не только чувство, но и физические реакции на тревогу и беспокойство. Это стресс, который может оказывать негативное влияние на наше здоровье и самочувствие. Страх пропустить распространяется на все, что угодно: новый сериал, концерт в клубе, вечеринка, работа, хобби, место отдыха, гаджет или блюдо в ресторане. Это может быть и что-то неуловимое. Мы не знаем, что именно, но боимся, что упустим, что другие лучше проводят время, что они более счастливы и сделали более правильный выбор. 

У компании JWT недавно вышло исследование по проблеме FOMO. Более трех четвертей опрошенных считают, что люди используют социальные сети для хвастовства, представления своей жизни в лучшем свете. И это действительно так - 6 из 10 человек утверждают, что для них важно, чтобы их Фэйсбук, Твиттер или другие профили в социальных сетях показывали определенный образ их жизни. В то же время, они постоянно проверяют, что делают их друзья, только усиливая свое беспокойство. Получается замкнутый круг. 



Социальные медиа (и сети, и блоги, и сообщества) провоцируют так называемую относительную депривацию. Это недовольство и неудовлетворение, которое люди чувствуют, когда сравнивают свою жизнь с другими и решают, что у них – хуже. Причем, если раньше мы могли себя сравнивать с людьми из своего круга, теперь читаем подробности повседневной жизни на Куршавеле или Кап д’Антибе. А все мы помним из классиков, насколько сложно было Эллочке сравняться с заносчивой миллионершей Вандербильдихой. 

Мало того, сейчас у людей такой огромный доступ ко всему, что жизни не хватит для просмотра, прослушивания, посещения, покупок, чтения и пробования даже небольшой части. Не говоря уж о том, что многие занятия требуют существенных вложений времени и усилий.

КТО И КАК ЭТО ИСПОЛЬЗУЕТ:

Маркетологи и рекламщики, разумеется, не упускают случай выстраивать на FOMO продвижение своих товаров. Smirnoff (водка, ага) в 2009 запустили кампанию Be there («Будь там»). Рекламное послание – не упусти шанс, другого может не быть. Их Nightlife Exchange Project показывал самые крутые и необычные вечеринки (иногда слегка нелегальные, вроде вечеринки в заброшенном тоннеле), вызывая зависть у тех, кто оставался дома, глядя на это в интернете.

JWT также рассказывает, как Duracell продвигал зарядные устройства для мобильников. В рекламе «доктор» объяснял серьезность проблемы FOMO, для решения которой предлагались зарядные устройства, позволяющие постоянно оставаться «на связи». В социальные медиа запустили серию роликов, где люди рассказывали об «эпик фэйлах», когда из-за разряженных телефонов они упустили что-то очень и очень хорошее и важное – свидание с красавцем, шикарную квартиру и т.д.

Time Razor и тому подобные приложения утверждают, что «решают проблему FOMO», позволяя в реальном времени получать всю информацию о том, где ваши друзья и где происходит все самое интересное. На мой же взгляд, это проблему только усугубляет.

Конечно, есть и социально-ответственные брэнды, которые напоминают о том, что счастье – не в погоне за лучшим и большим, не в трате денег, а в наслаждении настоящим моментом. Например, реклама Nestea в Испании «Добро пожаловать в настоящий момент».
автор: Ада Быковская

Комментариев нет:

Отправить комментарий