суббота, 20 февраля 2016 г.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 5 ЛЕТ

Наиболее ярким речевым достижением ребенка 3-х лет является активизация речевого механизма, в том числе того, который отвечает за фразовую речь. Ребенок сам строит собственные предложения. И пусть пока он еще не осознанно распределяет роли между членами предложения, за каждым их этих актов стоит сложная работа мысли.


Некоторые дети способны конструировать даже сложные предложения, включающие придаточные, запоминают большое число стихов. Словарь к 3-м годам становится достаточно объемным. Вообще этот возраст характеризуют как возраст речевого взрыва и называют детей, осваивающих так много и так быстро слов и предложений, гениальными лингвистами. Отмечаются продвижения и в звукопроизношении: добавляются некоторые шипящие звуки, 3, Ы, В, твердое Л (неЛЬ, а Л), некоторые дети осваивают даже произнесение звука Р, однако многие делают это позже — к 3,5-4 годам. Вообще на этом этапе, 3-3,5 года, ребенок не различает смысловые роли звуков речи, похожих по звучанию, поэтому и говорит «зук» (жук), «миська» (мишка) и т.п. Он находится в периоде еще нерасчлененного фонетико-фонематического развития (термин введенный известным исследователем детской речи Р.Е. Левиной). Такая речь детей носит название физиологического косноязычия (косноязычия   потому, что звуки произносятся неправильно, язык не справляется с воспроизведением нужных поз, а физиологического потому, что оно оправдано физиологической незрелостью речевого слуха и мышц языка).

В этот же возрастной период продолжается овладение детьми не только корневыми словами, т.е. состоящими из одного корня, но и такими, в которых присутствуют суффиксы, приставки, окончания. А Для этого нужно, чтобы у ребенка были элементарные представления о количестве, пространстве, времени. Ведь почти все суффиксы связаны с понятием количества (стул — стульчик, кулак — кулачище), приставки — с понятием пространство (уехал, приехал, не доехал, объехал). Суффиксы глагола (самые трудные) связаны с понятием о времени: сейчас раньше, потом. Как видно, развитие речи ребенка с возрастом все более и более тесно смыкается с развитием мышления. Если его первые речевые попытки во многом подражательны, то последующие результат осмысления действительности и способов выражения мысли в речи.


Речь 5-летнего ребенка должна стать развернутой, причем не только диалогической (ответы на вопросы), но и монологической. Для этого необходимо овладение правилами синтаксиса, действующими в данном конкретном языке. Они очень сложны, т.к. предполагают использование предлогов, падежных окончаний, личных окончаний глагола, времен глагола и пр. Для этого ребенок должен овладеть словами как частями речи. Ему необходимо научиться различать их по конфигурации и извлекать общую смысловую роль. Поставим слова, предназначенные для построения предложения, рядом: мама чашка пить сок сладкий. В таком виде это еще не предложение и его нельзя построить, если не вычленить действие, которое, во-первых, кто-то должен совершать, а во-вторых, имеющее конкретное содержание.

Здесь уже важно не просто знание слов, а умение устанавливать отношения между обозначаемыми этими словами действующими лицами и предметами, с которыми они действуют. Тогда можно построить выраженное в форме предложения сообщение: «Мама пьет из чашки сладкий сок». Следовательно, в период овладения фразовой речью в качестве ведущего зрительного материала выступают действующие предметы, если они живые, и предметы-орудия действия, если они неживые.


Вот когда важны мультфильмы с их сложной, стилизованной и динамичной картинкой, как образно-художественной, так и схематичной. Вот когда место книжкам не только с реалистическими картинками, но и с теми, которые похожи на живопись импрессионистов, конструктивистов и пр. Они не только понятны детям, но развивают их символическое мышление, что является чрезвычайно важным, т.к. служит росту общей духовности.


(В статье использованы материалы книги Т.Г.Визель «Основы нейропсихологии» , Москва, «Астрель», 2006 год.)

Комментариев нет:

Отправить комментарий