Психодрама отличается
большой технической оснащенностью. Многие техники были созданы и использованы в
одной конкретной ситуации, другие достаточно универсальны и не зависят от
содержания проблемы. Ниже будут представлены наиболее распространенные техники.
Техника представления
себя, как правило, используется в начале работы и позволяет
клиенту в коротких сценах представить себя или значимых лиц. Она может
выполняться также в виде монолога или интервью. Представление в этой технике
дает информацию о реальном поведении, а не о фантазиях по поводу себя. При этом
клиент свободен в выборе предоставляемой информации, что сразу дает ему
ощущение безопасности. Вхождение в психодраму через эту технику усиливает
эффект разогрева, дает возможность сосредоточиться на проблеме.
Техника исполнения
роли предполагает принятие и пребывание в роли. Как правило, ее
исполняет Вспомогательное Я, помогая протагонисту в постановке сцены из его
жизни. Играть ее может и протагонист, если он осваивает новую роль.
Диалог — это проигрывание
отношений между людьми. В отличие от исполнения роли здесь все участники играют
себя. Эта техника часто используется в семейной терапии. С ее помощью
осуществляется управление групповой динамикой. Опасность ее использования
состоит в возможности закрепления сложившихся неадекватных отношений.
В технике монолога протагонист
покидает место действия и в процессе ходьбы (чтобы не терять динамики действия,
не увязнуть в словах) высказывает свои мысли, чувства, комментирует действия.
Монолог похож на свободные ассоциации, но больше связан с конкретной ситуацией.
В технике двойника Вспомогательному
Я предлагается сыграть протагониста. Как правило, «двойник» располагается сзади
и немного в стороне. Вначале он старается стать как бы тенью протагониста и через
движения, через манеру говорить вживается в его состояние. Получая обратную
связь от прототипа и руководствуясь ею, Вспомогательное Я корректирует свое
поведение. Затем «двойник» углубляет свое понимание и выражает содержание,
которое не высказывается протагонистом. Тот может принять предложенную версию,
проигнорировать ее, не согласиться в спокойной манере или выразить несогласие
бурными эмоциональными реакциями. Тогда группа подключается для обсуждения
поведения «двойника».
Техника реплики
в сторону также дает возможность прояснить непроявленные переживания.
Она вводится в процессе применения техники исполнения роли или диалога.
Процедура выглядит следующим образом: протагонист отворачивается от
Вспомогательного Я и произносит то, что он хотел бы сказать своему партнеру, но
не может. Она используется тогда, когда партнеры в разыгрываемой сцене не
понимают друг друга и у протагониста нет возможности высказать свои мысли и
чувства.
Техника обмена
ролями предполагает, что протагонист и Вспомогательное Я меняются
ролями. Вхождение в нее требует максимального вживания в роль другого. Как и в
технике двойника, партнеры стремятся добиться соответствия в позе, движениях,
во всем рисунке поведения.
Эффективность этой
техники основана на механизме децентрации. Для травматичного опыта характерен
определенный эгоцентризм: человек фиксирован на болезненных переживаниях и не
может увидеть ситуацию в другом свете. Благодаря обмену ролями протагонист
может посмотреть глазами другого и децентрироваться.
В технике «зеркало» Вспомогательное
Я должно как можно точнее имитировать поведение протагониста на сцене, в то
время как протагонист покидает место действия и наблюдает за игрой. В этой
технике искусственно создается проекция для того, чтобы клиент обнаружил те
аспекты поведения (а через них — и желания, чувства), которые ранее отвергал.
Техника проекция
в будущее позволяет представить возможный вариант развития событий,
разыграть сцену из будущего. Приведем пример. Участник психодрамы сказал, что
не может решить, жениться ему или не жениться. В последнее время ему
вспоминаются сцепы из прежней семейной жизни, лицо бывшей жены, хотя он совсем
не жалеет о разводе. Сыграв сцену встречи с бывшей женой в будущем, он смог
выразить обиду и понял, что развитию его отношений с любимой женщиной мешает
страх быть покинутым, недоверие к ее чувствам.
Другие варианты
применения этой техники позволяют апробировать новые поведенческие стратегии,
закрепить те способы действия, которые были освоены в психодраме.
Моделирование предполагает
демонстрацию Вспомогательным Я альтернативных способов действия для того, чтобы
протагонист нашел приемлемый для себя образец. Эта техника соответствует
аналогичной технике бихевиоральной психотерапии и основана на обучении
протагониста новым поведенческим стратегиям, развитии его спонтанности и
вариативности проявлений.
Комментариев нет:
Отправить комментарий