понедельник, 2 июня 2014 г.

Что такое тревога?


Тревоге, наряду со злостью, не очень-то повезло в плане отношения к ней людей. Тревога часто воспринимается как нечто, от чего нужно избавляться как можно скорее и быстрее. Нужно «взять себя в руки и успокоиться». Так вот, как раз «успокаиваться»-то и не следует.

Что такое тревога? Во всех попытках описать это состояние повторяется один и тот же важнейший фактор: это переживание неопределенности и неизвестности.



Тревога тесно связано с напряжением, вызванным удерживанием энергии, побуждения к деятельности. Побудьте пассивными перед лицом каких-либо беспокоящих вас событий или несколько раз отложите важные дела на потом. С каждым откладыванием дел «на потом» уровень тревоги подскакивает иногда на порядок. Сидишь, занимаешься чем-то посторонним, пытаешься отвлечься от дела, которым заняться нужно, но не хочется - а сам ерзаешь на стуле, не находишь себе места, чувствуешь напряжение и нарастающую тревогу… Возбуждение, вызванное ситуацией, не разряжается в действие, а продолжает накапливаться. Тревога – прямой стимул нашему организму к действию перед лицом возможных трудностей и опасностей, и если этот стимул игнорировать или удерживать, то недалеко и до паники. Замечали, сколько энергии у тревожных людей? Море. Но что они с ней делают, с этой энергией?

Самый популярный и чаще всего ошибочный вариант реакции на тревогу – попытка контроля, а точнее – попытка обрести ощущение того, что ты управляешь ситуацией. Тревога ведь и провоцируется неопределенностью и неизвестностью… Чем сильнее тревога, тем сильнее стремление контролировать, доходящее в патологических случаях до параноидального желания предусмотреть и предугадать все возможные угрозы. Причем этот контроль часто пассивный – сам тревожащийся человек не делает ничего, но бесконечно предупреждает других о возможных опасностях, дает советы и обижается, когда люди, доведенные до белого каления постоянными напоминаниями об опасном мире, начинают огрызаться… Громадное количество сил тратится на то, чтобы удержаться от действия.

Активный контроль не лучше, если ставится задача предусмотреть все возможные угрозы и противостоять им. Я знаю человека, который всегда брал с собой зонт, даже если на небе – ни облачка. «Погода меняется быстро, метеорологи ничего не знают, а под холодным дождем и заболеть недолго». Тревожные родители справляются с тревогой, опутывая ребенка множеством запретов и откладывая его взросление и самостоятельность на потом. Боишься, что ребенка на пути в школу похитит педофил/собьет машина/заблудится? Не отпускай ребенка одного ни за что. Тревожишься из-за того, что бойкий ребенок заберется на детской площадке на самую верхушку детской «лазалки» и свалится? Запрети ему туда забираться.

При этом возможна альтернатива, второй вариант реакции на тревогу – действие, направленное на минимизацию опасности или ее последствий. Подчеркну – минимизацию, а не полное предотвращение (так как здесь и кроется ловушка гиперконтроля и паранойи). Тогда вместо того, чтобы запрещать ребенку лезть наверх учишь его лезть наверх, развиваешь ловкость. Учишь не общаться с чужими взрослыми, которые по своей инициативе вдруг начинают звать куда-то. Учишь переходить через дорогу, помогаешь запомнить дорогу. Энергия тревоги переходит в уверенность в том, что все, что ты можешь сделать – сделал. Это тоже своего рода контроль, но он реализуется через обретение новых сил и способностей для того, чтобы встретиться с опасностью, а не через попытки избежать встречи с ней.




Еще тревога не любит конкретики. Совсем. Так как стремление максимально конкретизировать объект тревоги приводит к появлению конкретной цели, куда можно направить энергию (и тревога сдувается). Если нет этой конкретной ситуации, то действие будет лихорадочным, бессмысленным и даже провоцирующим еще больший всплеск тревоги. Своего рода панические метания из стороны в сторону.

Не трансформированная, подавленная тревога переходит из своего конструктивно-естественного состояния в невротическое напряжение, не давая расслабиться, лишая способности получать от жизни удовольствие.

Однако совсем устранить тревогу действием невозможно. В самой ткани нашего существования «прошита» неопределенность и непредсказуемость. Мир неопределенен, и мы ничего не можем сделать с этим. Будущее непредсказуемо… С одной стороны, мы должны планировать свои действия, с другой – всегда остается расхождение между целями и результатами. Мы должны принять это расхождение как факт, смириться с ним, мы должны принять этот риск и согласиться с тем, что все, что мы планируем, может оказаться недостижимым. Тем не менее, это не означает, что надо перестать действовать, перестать жить… Стоит вспомнить формулу Канта: делай что должен, и будь что будет.

 (Д.Леонтьев)

Комментариев нет:

Отправить комментарий